КНЯЗЬ ТЬМЫ

Некоторые теологи предпочитают избегать прямой персонификации Дьявола, подменив рогатого, с хвостом и раздвоенными копытами "князя тьмы" неким "злым началом", гнездящимся в природе и человеке. "Библейский Сатана - это персонифицированный грех,- писал в 1973 году теолог Герберт Хааг,- Всюду в Новом завете, где говорится о сатане и дьяволе, это наименование можно с таким же успехом заменить словами "грех" или "зло".
   А вот как описывает Сатану Федегиго Фрецци (ум.1416), епископ Фолиньо: "Я думал увидеть злое чудовище, ждал увидеть погибшее и унылое царство

(Ад располагается в центре земли. Он похож на коническую полость в виде фурункула в плоти. Преисподняя делится на девять кругов, четко уравновешивающих сферы неба, и расположенных в таком же порядке, то есть наименьшие грехи получают наказание на верхних, наружных кольцах ада, а низость греха приводит к более низкому кругу, также как на небе самая высшая сущность предназначается для Эмпирея, а грубая материя - для земли. Средневековая вселенная была, в действительности, сконцентрирована вокруг ада. Верхний ад состоял из пяти кругов. Первый круг - это Лимб, содержащий души некрещеных и добродетельных язычников. Второй круг предназначен для похотливых (сладострастных); третий - для обжор. В четвертом наказываются скупые и моты (расточители), в то время как пятый круг полон душ, проклятых за грех гнева, сцепившихся и вопящих друг на друга в болотах Стикса. Внутри этого круга находятся стены города Дита, в котором располагается весь нижний ад. В нижнем аду наказываются грехи против Бога (грехи похоти, обжорства, скупости и ярости Данте считает слабостями, а не умышленными проступками)

В Библии нигде нет никакого упоминания, что ад разделен таким образом, и известные эсхатологи, начиная с шестнадцатого века и далее, имели склонность рассматривать ад как сдавленный паштет из душ, всех одинаково поджаренных, как в ужасной проповеди, которую Иисус прочел Стивену Дедалу в "Портрете художника": 

Наименее вульгарные  теологи утверждают: "Ад - это состояние ума, а не место").

а нашел его торжествующим и славным. Дьявол оказался велик, прекрасен и имел такой благосклонный вид, такую величественную осанку, что казался достойным всякого почтения.       На голове его сиял великолепный тройной венец, лицо было веселое, глаза смеялись, в руках он держал скипетр, как прилично великому властителю. И, хотя ростом он был в три мили вышины, надо было удивляться, как соразмерны его члены и как он хорошо сложен. За плечами его шевелилось шесть крыльев из таких нарядных и блестящих перьев, что подобных не имеют ни Купидон, ни Килленийский бог (т.е. Гермес)"

В Апокалипсисе Сатана выступает как Дракон и Дьявол — предводитель темных ангелов в битве    с архангелом Михаилом (Откр.12:7—9; 20:2,3, 7—9).

В Евангелии Дьявол говорит о себе «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк.4:6).

Но в другой главе Нового Завета о Дьяволе говорится нечто другое, Евангелии Иоанна 8:44 — «Ваш отец Диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

Библия также говорит, что в Судный день Дьявол («змий древний») будет низвергнут в бездну на тысячу лет ангелом, владеющим ключом от бездны (Откр.20:2—3). После второй битвы Сатана навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:7—10). 

 Творец позволяет Дьяволу действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (12:3).

Дьявол здесь выступает в полной своей «красе», имея все атрибуты будущего своего владычества, которое он будет иметь по низвержении на землю, т.е. когда воцарится по попущению Божию на земле в лице зверя, выходящего из моря. Значение этого уже изъяснено выше.

«Хвост его увлёк с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

Это характеристика взята из его прошлого. Когда-то в прошлом он (хвост его) увлёк за собой в противление Богу и в погибель треть ангелов, которых в данном тексте символизируют звезды.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (12:7-9).

Об этом низвержении упоминает также в своем Послании Ап. Иуда: «Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1:6).

О войне на небе и низвержении сатаны с полчищами его здесь обсказано более определённо, чем в иных местах Священного Писания. Добавочно эту картину обрисовывает преп. Нил Мироточивый: «Денница, дерзнув восхитить подобие (видимо, славы) Троицы, уготовал себе трон, чтобы вознестись на нём выше трона Божия. Как только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслись небеса, поколебались Ангелы. Не поддержи их Михаил Архангел могучим гласом своим к сопротивоборству, словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим», не предвари он сказать сих слов, утвердивших единомышленных с ним, - единый Бог весть, что могло бы тогда произойти с небесами небес: единому Богу то известно» (Посмерт. Вещан. Преп. Нила Мироточивого). Из этого описания мы знаем о восстании дьявола, о войне на небе, о низвержении его «на землю».  «Падшие духи, свергшись с неба, одни остановились на высотах (надземных), другие в воздухе, третьи в водах, прочие же вместе с Денницей – в земле (т.е. в безднах её)… Пребывающие же вне ада (т.е. на поверхности земли, в водах, воздухе и на высотах), называются пронырами, ибо они и на верх восходят, и на низ опускаются, (т.е. восходящих в добродетелях преследуют, павшим же соделывают явное зло). Восхождение бесов на верх, означает следующее: как только душа праведника начнет восходить (к совершенству), шествовать путем Господним, тот час устремляются за ней и коварные проныры – дьяволы, чтоб запнуть душу праведника и низвергнуть вниз, в ад» (там же).

Последование Христу через исполнение Его завета: «Кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), послужило оканчательному низложению клеветника.

«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола».

По рассмотрении этого рассказа о борьбе Дьявола против Ангелов  нужно обратить внимание на то, что здесь не отмечается роль Христа Спасителя, как возглавителя святых сил в этой войне. Этому посвящены другие места Священного Писания и, в частности, Откровения Ап. Иоанна. Как уже упоминалось ранее при изъяснении вскрытия первой печати, Тайнозритель видит всадника на белом коне, Который вышел «как победоносный, и чтобы победить» (6:2). Он вышел на сражение, даже на последний бой с силами зла, который происходит в последние времена. «Всадник» есть Иисус Христос Сын Божий, и здесь Он выходит как Предводитель святых сил: «дан Ему венец». С этого началась последняя брань. В 19-ой главе Откровения красочно отмечен и конец этого последнего сражения, где опять же является всадник на белом коне.

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (19:11.13-14).

Но что есть эта война? Многие и теперь после сошествия на землю дракона, находящегося в сильной ярости, стараются держаться благочестивого подвижничества, используют аскетический опыт преподобных отцов прежних веков (4-5), или другими словами: путь возрастания в уподоблении Богу без опытного знания зла.

О предводительстве Самого Сына Божия Иисуса Христа в последней борьбе святых сил со злом есть хорошо освещающее место в Писании Ветхого Завета. Этому посвящен 109-й псалом Давида. Этот мессианский псалом цитировал Сам Спаситель и Ап. Павел. В нём приоткрывается завеса тайны сущности борьбы и особенно её Возглавителя. Спаситель на посрамление совопросников фарисеев говорит: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Пс.109.1). Итак, если Давид называет Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова» (Мф. 22:42- 46).

Из этих слов видно, что денницей назван Дьявол до его падения как и пророк Исаия его называет: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14:12). В словах «из чрева… родих Тя» видим, что Сын Божий имеет рождение от Отца, а не сотворен, как предводитель темных сил сатана. Словами же «прежде денницы» отмечено то, что рождение Сына Божия имеет огромную давность, какую можно только представить себе человеку, т.к. вечность человеку понять вообще невозможно. Ведь не сказано: «прежде ангелов», которые могли быть сотворены незадолго до творения человека, но «прежде денницы»: взята самая отдаленная точка отсчёта. Он самый «старый» из всех упоминаемых в Писании Ангелов. Он же являлся и самым совершенным. Пророк Иезекииль пишет о нём в пророчестве о царе Тирском: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты…Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то…Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого» (Иез. 28:12,14,16). Из этих данных следует логическое заключение: самый совершенный взят как точка отсчёта, он самый старый, и это уже говорит о том, что совершенство достигается многими годами.

И этот совершенный и «старый» сделался отцом лжи и зла, и предводителем всех злых сил. Ради его низвержения и освобождения рода человеческого из рабства ему, потребовалось воплощение Сына Божию, Его искупительный подвиг и борьба до полного низвержения Дьявола.

Истолкование этих, казалось бы, не относящихся по смыслу к предыдущему тексту слов делает Сам Спаситель Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). И в том, и в другом случае под потоком или реками воды разумеется изобилие Благодати Святого Духа. Следовательно Возглавитель святых сил Господь наш Иисус Христос в последней войне с сатанинскими силами будет пользоваться неограниченной поддержкой Бога Отца и Святого Духа.

Здесь, по рассмотрении некоторых тайн бытия встаёт ещё больше вопросов. Важнейшими и труднейшими из них являются следующие:

1. Почему Бог попустил «змею» искусить Еву и через неё Адама до размножения, только что благословленного им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»? В результате их грехопадения все их потомки были уже необратимо повреждены в своем естестве: рождались сразу самолюбивыми, гордыми, лукавыми и злыми. Всеведущий Господь знал о таких последствиях и мог бы попустить сатане искусить их, хотя бы до их размножения. В этом случае при непременном искушении вследствие поднявшейся во всей вселенной революции сатаны должно было бы, как и в Ангельском мире, произойти разделение на верных Богу и на пошедших за дьяволом. Тогда бы образовалась одна цивилизация святых, а другая – злых. Тогда бы не потребовалось Сыну Божию воплощаться и претерпевать крестные страдания за род человеческий. Следовательно за этим попущением искусить первых людей стоит какой-то сверхблагой замысел Божий.

2. Не понятна  также цель попущения сойти на землю Дьяволу и совершить ужаснейший переворот в христианском мире.

3. Самым основным вопросом является вопрос о смысле попущения воцарения на всей земле сатане в лице антихриста. Ведь Господь Иисус Христос ещё за две тысячи лет до этого говорил: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет»(Мф. 24:21). Зная об этом столь давно Всемилостивый Бог без сверхблагой цели не попустил бы совершиться этому.

Сын Человеческий Господь Иисус Христос уже осудил Дьявола, своего старшего брата  и одновременно победил его своим рождением в образе простого человека, своим жизненным подвигом в положении обездоленного, своим стоянием в верности воле Отца, Истине и, наконец, своей крестной смертью и воскресением.
Это одновременно и суд и борьба.

 Под судом разумеется длительный духовный многосторонний процесс, вмещающий в себя прохождение всего жизненного пути человека, человечества, а ещё далее – всего  мира.                   В духовном плане борьба имеет то же содержание, что и суд. Это опять же прохождение жизненного пути, служение благу, стояние в истине и в верности Богу в противоборстве с силами зла, чем и производится победа над ними и суд.

Можно ли считать Дьявола личностью?

Да, Дьявол не материален, но ничто не мешает ему принимать любой вид материи.  Суть этого - людская непостоянность. Дьявол выше этого и ОН вечен.

Дьявол - есть Князь Света и Тьмы 

* Это его основной титул, впитавший его Величие и его Двуличность

Двулик. Это ответ на вопрос о том , может ли ОН творить Добро и Зло или только Зло.                  Он воплотил и Добро и Зло. ОН - Двулик...

Лик? Его нет. Каждый принимаемый им образ, соответствует ему и зависит от его воли.                   В разных случаях - лик  разный для христиан 

Дьявол - антипод Бога и Враг Рода Человеческого. Лик ЕГО - лик чудовища (монстра).                     Цель ЕГО - вред. Суть ЕГО - ложь. 

для  ЕГО поклонников 

Дьявол- великий Император, Князь Мира и Дьявол дьяволов, Владыка Преисподней, Повелитель Стихий, Двуликий Господин, Неукротимый Бунтовщик, Мастер Лжи и Источник Мудрости, Великий Разрушитель и Искусный Творец, Хранитель Смерти и Очаг Жизни...  

Прекраснейший и Величайший из сыновей божьих воплотил в себе свет и тьму, создав армию из своих последователей и подчинив стихии и силы - Люцифер стал могущественным противником Бога...

Дьявол властен творить как добро, так и зло. Повелевая тьмой и светом, Лучезарный стоит на пути человеческого самопознания.

Дьявол - отец мудрости... Он холоден и хитер.

 Дьявол - властелин сил, по природе своей активных, быстрых и стремительных. Он становится "Князем мира сего" в пространстве и времени. Правда, власти у него ровно настолько, сколько Бог его злобе терпит, но нельзя не признать, что пределы этого терпения чрезвычайно широки и, действуя в них, Дьявол вооружен и собственной инициативой, и собственной внутренней, а не заимствованной или отраженной силой. Все зло мира истекает из него, и чрезмерность зла дает понятие о гигантском могуществе источника. Искупительное воплощение Христа, конечно, нанесло Дьяволу жестокий удар, - настолько, что однажды он, явившись к св.Антонию, протестовал, зачем люди продолжают осыпать Дьявола проклятиями и ругательствами, тогда как он, после пришествия Христова, стал совершенно бессилен. Но Дьявол хитрил. В язычестве умерла, быть может, его абсолютная власть над землею, но не умерла сила. Христос победил его, но не отнял у него оружия, и Дьявол сейчас же начал новую борьбу, отвоевывая у победителя человечество шаг за шагом, душу за душою.

назад        читайте дальше