Аналитическая газета "Комментарий: 21 век" на паутинке ВИМАРКЕТ

Коммунизм не построили:

Почему в СССР не был построен коммунизм?

Чем глубже опускается в пучину забвения Атлантида по имени СССР, тем больше на месте этого погружения возникает тайн и загадок. Глядя на минувшую историю некогда великой страны с высоты настоящего времени, многое из того, что казалось малозначимым, видится иначе. Например, сама идея построения нового коммунистического общества. Казалось, что в какой-то период времени до него было рукой подать. Но закончилось это строительство более, чем печально. Так почему же не состоялось это «светлое будущее» и могло ли оно состояться вообще?

Так считал дедушка Карл

Причин масса.  Лично я уверен, что само советское руководство не до конца понимало суть коммунизма, а стало быть априори не могла достичь цели. А у тех кто понимал, либо было не то положение в номенклатуре, либо не хватило запала на такую сверхзадачу. Коммунизм предполагает изменение природы самого человека и даже больше не физической его составляющей(киборги там разные), а умственной. А начиная с Хрущёва коммунизм вообще представлялся как цель потреблять больше, чем при капитализме. И вот когда приоритеты стали именно так, то последняя надежда на его построение отпала, как по мне. Потому что идея утратила саму свою суть: изменение человека как такового. Но нет худа без добра. Опыт построения социализма у нас самый большой в мире. И это очень полезный опыт.                                             А коммунизм, посмотрим. Если человечеству суждено выжить, то он в каком-то смысле действительно неизбежен. Ведь весь путь развития цивилизации - это уход человека от инстинктов в сторону разума. И он медленно, но всё же идёт(хотя местами и обратные тенденции есть).А коммунизмом можно будет условно назвать состояние человечества, которое максимально отдалится от инстинктов в пользу разума. И это в теории очень даже возможно.

Во-первых, это общественная собственность на средства производства . исключающая возможность эксплуатации человека человеком.

Во-вторых, отсутствие классовых различий и самоуправление общества без государственного аппарата чиновников.

В-третьих, свободное развитие каждой личности обеспеченное коммунистическим принципом равенства:
«Каждый по способностям, каждому по потребностям!».
В.И.Ленин в статье «Великий почин» (ПСС том 39) пишет о первом субботнике как о прообразе будущего коммунистического общества,
когда труд человека перестанет быть условием физического выживания, а превратится в моральную потребность.
Труд станет удовольствием и мерой оценки человека товарищами, даст возможность личности развиваться.

Далее В.И.Ленин уточняет, что для построения полноценного коммунистического общества мало ликвидировать частную собственность и эксплуатацию рабочих капиталистами, ещё необходимо достичь такого уровня развития технологии и науки, чтобы условия жизни и труда всех людей стали равными.

Если сто лет назад эта цель воспринималась как утопические мечтания, то сейчас внедрение компьютерных технологий позволило создавать полностью
автоматизированные производственные комплексы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. А когда наука превратится в основную
производительную силу, переложив механический труд на роботов, тогда у коммунистического общества появится.
Маркс считал коммунистическое общество концом инстинктивного, животного существования человека, и началом сознательной истории человечества.
Тогда освобождённые от борьбы за выживание люди смогут стать творцами будущего человечества. Самые большие трудности в СССР были с введением
самоуправления и ликвидацией государственного аппарата, так как всю свою короткую историю советский народ вынужден был участвовать в вооружённом противостоянии и отражать внешнюю агрессию. Как и предвидел К.Маркс, к высшей фазе самоуправляемого коммунистического общества свободных людей можно приблизиться не раньше чем исчезнет внешняя угроза со стороны капиталистического мира, то есть после победы мировой коммунистической революции.


Первая фаза коммунизма

Многие из мелкобуржуазных «революционеров» пытаются доказывать, что в СССР не было «настоящего» социализма-коммунизма. Мол, ни всеобщего равенства, ни «каждому по потребностям», ни рая на Земле. В статье «Государство и революция» (ПСС том 33) Ленин таких «опровергателей» советского социализма отсылает к «Критике Готской программы», где Маркс объяснял, что коммунизм невозможно ввести указом. Первая фаза коммунистического общества (социализм) лишь устанавливает общественную собственность на средства производства, лишает власти класс капиталистов, а общественное право остаётся капиталистическим, несправедливым. Данное условие большевики в России выполнили.

Следующей целью развития коммунистического общества стало создание условий для ликвидации несправедливости унаследованного от капитализма буржуазного права. Для этого постепенно увеличивали обеспечение людей предметами потребления через общественные фонды, уменьшая тем самым денежный рынок.

В СССР бесплатными уже были образование и медицина, жильё и санатории. В столовых начали выдавать хлеб бесплатно, а детям в школах – бесплатный завтрак и учебники. Дотации на производство продуктов питания и предметов первой необходимости обеспечивали их доступность для всех советских людей.
Таким образом, на практике осуществлялся поэтапный переход от первой фазы коммунистического общества (с его капиталистическим правом и принципами «от каждого по способности – каждому по труду» и «кто не работает – тот не ест») к высшей фазе, где каждый отдаёт обществу по способностям, а пользуется всеми благами общества по потребностям. Несомненно, этот переход многоступенчатый и очень длительный, так как требует не только многократного повышения производительности труда, но и изменения психологии людей.

И напоследок о Никите Хрущеве.

Если исторической заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса было то, что они превратили коммунизм из веры в знание, из утопии в науку,

в учение, развитое затем В.И. Лениным и И.В. Сталиным, то исторической «заслугой» Никиты Хрущёва было обратное превращение

коммунизма из стройного учения и реальности в утопию, в объект насмешек для неучей и «умников».  

 Таким образом, Хрущёва, который от имени ревизионистской КПСС торжественно провозгласил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х годов ХХ века, на самом деле можно считать настоящим могильщиком коммунизма.

Известно, что именно с начала 60-х годов резко сократились темпы роста экономики Советского Союза по сравнению с 30-ми годами, уменьшилась валовая продукция промышленности. На селе активно шла ликвидация мелкого крестьянского хозяйства, поощрялся массовый забой скота, причём в расчёт не принималось то, что это ведёт к резкому сокращению его поголовья: установка Хрущёва в кратчайшие сроки догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока на душу населения – выполнялась любой ценой, в то время, как именно в 60-е годы, если бы в стране жизнь строилась по заветам И.В. Сталина, мы бы достигли мощнейшего развития производительных сил и  вплотную приблизились бы к коммунизму по уровню и качеству потребления, переходу к коммунистическому принципу: «каждый по способности, каждому по потребностям»

Те самые авантюризм и волюнтаризм, которые были причиной бесславного смещения Хрущёва в октябре 1964 года, в какой-то степени проявлялись у «архитектора оттепели» ещё при жизни И.В. Сталина. Так, ещё в бытность Хрущёва на Украине, он выдвинул лозунг «Шполянцы подчиняют себе время» (о «почине» трудящихся Шполянского района Киевской области по выполнению «Трёхлетнего плана развития животноводства 1949 – 1951 гг» за один (!) год)... 

Спустя десять лет, в 1959 году, Хрущёв с трибуны XXI съезда «освятит» ещё один, так называемый «Рязанский почин», когда руководство этой области обязалось – и снова за один (!) год – увеличить производство мяса в три раза. Обещание выполнялось путём варварского забоя всего скота, в том числе молочных коров. Но когда и этого оказалось мало, стали тайно скупать мясо в соседних областях и вывозить на Рязанщину. Газеты взахлёб расхваливали «подвиг рязанских животноводов». Но даже и при таком раскладе за год тройную  норму сдачи мяса государству выполнить не удалось. Это привело к тому, что первый секретарь обкома партии Ларионов в 1960 году застрелился у себя в кабинете.

назад